Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ опубликовал список сетевых лжесвященников

На сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ открылся новый раздел «Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет».

В разделе размещена информация о лицах, которые выдают себя в Интернете за священнослужителей и тем самым вводят верующих в заблуждение. Список будет обновляться.

— В социальных медиа приобретает актуальность проблема деятельности лжесвященников. Некоторые лица выдают себя в интернете за священнослужителей, при этом они никогда ими не являлись, либо были запрещены в служении или отлучены от Церкви. Лжесвященники ведут блоги и каналы на церковную тематику в социальных сетях, дают пастырские советы и принимают пожертвования, тем самым вводя в заблуждение верующих, — говорится в сообщении Синодального отдела.

В том числе, в опубликованном списке — бывший клирик Екатеринбургской епархии Николай Васильевич Романов, лишенный сана, но продолжающий совершать богослужения и позиционирующий себя как священнослужитель, отмечает Синодальный отдел по по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В том же разделе размещен и перечень онлайн-ресурсов, занимающихся несанкционированным сбором пожертвований от имени Русской Православной Церкви. Ранее, в августе текущего года, Отдел выступил с заявлением относительно таких ресурсов.

Настоящий раздел создан на сайте Отдела с целью защиты верующих от злоупотреблений в сети Интернет, отмечается в сообщении Синодального отдела.

По материалам официального сайта Екатеринбургской епархии

Региональные Рождественские чтения пройдут онлайн на портале «Рождественские чтения – Урал. РФ»

Региональный этап XXIХ Международных Рождественских образовательных чтений, который откроется 27 ноября, состоится в онлайн-формате. Информация об этом размещена на сайте «Рождественские чтения – Урал. РФ».

Образовательный форум откроется 27 ноября пленарным заседанием, которое возглавит почетный председатель регионального этапа Международных Рождественских образовательных чтений в Екатеринбурге митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.

Трансляция будет производиться из мультимедийного парка «Россия – моя история», начало в 13:00.

Напомним, Рождественские чтения – это церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Тема форума в этом году «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа» приурочена к празднованию в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского.

Региональный и муниципальный этапы проходят по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла при непосредственном участии Преосвященных епископов митрополии, руководителей отделов религиозного образования и катехизации и структурных отделов, а также благочинных и помощников благочинных по образованию и катехизации епархий, входящих в состав Екатеринбургской митрополии.

Муниципальный и региональный этапы предваряют Международные Рождественские образовательные чтения, которые традиционно проходят в Москве на протяжении более четверти века. XXIX форум пройдёт с 24 по 27 января 2021 года. Торжественное пленарное заседание состоится в этот же день в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, сообщает сайт проекта.

По материалам официального сайта Екатеринбургской епархии

Памяти митрополита Амфилохия (Радовича)

30 октября на 83-м году жизни от последствий коронавирусной инфекции скончался выдающийся иерарх Сербской Православной Церкви, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. В истории нашей общины остались два замечательных дня: праздник святителя Саввы 25 января 2004 г., когда наш храм посетили архиепископ Викентий и митрополит Амфилохий. Тогда богослужения совершались в помещении, предоставленном Славянской школой. Через три года, в феврале 2007 г. владыка Амфилохий вновь прибыл в Екатеринбург и на встрече с нашими прихожанами, отметил, что не забыл о первом посещении храма Саввы Сербского, о том, как приятно ему было слышать сербские песни в исполнении детей, учеников Славянской школы. Сегодня, когда православная Черногория оплакивает своего духовного отца, мы тоже скорбим и молимся о упокоении владыки в селениях праведных. 1 ноября, в день памяти свт. Петра Цетиньского, митрополита Черногорского, патриарх Ириней возглавил служение Божественной литургии и отпевание почившего митрополита Амфилохия. Тело новопреставленного владыки погребено в крипте Воскресенского собора в Подгорице.

Биография

Владыка Амфилохий родился на Рождество, 7 января 1938 года, в Бараме Радовиче в Нижней Мораче, в семье отца Чиро и матери Милевы, урожденной Бакич, при крещении получил имя Ристо. Потомок воеводы Мины Радовича, одного из первых черногорских предводителей племён, который присоединил Морачу к Черногории в 1820 году. Детство будущего митрополита прошло в патриархальной семье, которая оставалась верной Православию и обетам своих предков в тяжелые послевоенные времена, когда ретивые титоисты насаждали атеизм. Окончил начальную школу при монастыре Морача и семинарию св. Саввы в Раковице в Белграде. В 1962 году окончил Богословский факультет в Белграде. Наряду с богословием, изучал классическую филологию на философском факультете в Белграде.

Большое влияние на духовное возрастание митрополита Амфилохия оказали преподобный отец Иустин (Попович), великий богослов и духовник Церкви, а также старец Паисий. После окончания учёбы последипломное образование продолжил в аспирантуре в Берне и Риме, где получил степень магистра (1965). В 1967 году в Афинах митрополитом Кефалинийским Прокопием был пострижен в монашество с именем Амфилохий. Им же в 1968 году рукоположён во священника в городе Аргостолионе (Греция), в том же году возведён в сан архимандрита. В 1968-1973 годах осуществлял пастырское служение в приходах Спата и Коропион (Греция).

Научная деятельность

В тот период в Афинах он защитил докторскую диссертацию о св. Григорие Паламе, привлекший внимание тогдашней европейской богословской общественности. После года, проведенного на Святой Горе, он стал профессором Православного богословского института св. Сергия в Париже, а с 1976 года доцентом, затем ординарным профессором Богословского факультета св. Иоанна Богослова в Белграде (позже Православный богословский факультет Белградского университета) на кафедре православной педагогики. Он также был деканом факультета два срока. Владыка получил докторскую степень honoris causa в Московской духовной академии в 2003 году, в Богословском институте Белорусского государственного университета в Минске в 2008 году, в Православном богословском институте св. Сергия в Париже в 2012 году и Санкт-Петербургской духовной академии в 2014 году.

Решением Национального комитета общественных наград Российской Федерации в 2001 году он также был награжден орденом Ломоносова, который ему вручили на церемонии в Кремле в присутствии около 4000 почетных гостей. Свободно владел греческим, русским, итальянским, немецким и французским языком. В своей научной работе использовал древнегреческий, латинский и церковнославянский языки.

Служение

Решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви 30 декабря 1990 года был возведён в сан митрополита Черногорского и Приморского, Зетско-Брдского и Скендерийского и экзарха Священного трона Печского. В Цетине, в 1992 году была возобновлена работа закрытой в 1945 году Цетинской духовной семинарии. Основал журнал «Светигора», а также одноимённые издательский центр и радиостанцию. Обновил и построил большое количество церквей и монастырей в Черногории, что способствовало возрождению церковной жизни в республике. Главным делом жизни владыки стал не только труд по возрождению церковной жизни в Черногории, но и поистине героическая борьба по защите Церкви от новых гонителей. И перед своей блаженной кончиной он смог увидеть, что дело это, с Божией помощью, увенчалось посрамлением всех тех сил, которые пытались разрушить Церковь в этом древнем сербском крае.

священник Душан Михайлович

На память преподобной Параскевы-Петки Сербской священник Душан освятил славский колач

27 (14) октября Церковь чтит память прп. Параскевы-Петки Сербской, которую очень любят не только сербы, но и все балканские народы, считают ее своей святой покровительницей. В этот день Божественную литургию в нашем храме совершил наш новый клирик, священник Душан Михайлович. И по сербскому обычаю, после литургии отец Душан освятил славский колач (калач), неотъемлемый атрибут Крестной Славы. Крестная Слава – одна из главных православных традиций сербского народа, незнакомая остальному христианскому миру. Крестную славу невозможно представить без славского колача – праздничного каравая, который символизирует достаток и радость в семейной жизни, а еще – дружбу. Он должен быть обязательно освящен.

Житие преподобной Параскевы-Петки Сербской

Святая Параскева родилась в Сербии, вблизи города Каллиократия, в селении Эпиват. Ее братом был святитель Евфимий, епископ Мадитский. После смерти родителей Параскева раздала полученное наследство и отправилась в Константинополь, где прожила пять лет. Там она приняла монашеский постриг и отправилась в Святую землю на поклонение святыням. После паломничества она поселилась отшельницей в пустыне в Иорданской долине. За два года до смерти в пожилом возрасте вернулась домой, где и скончалась. Была погребена на общем кладбище как безымянная странница. Житие сообщает, что мощи Параскевы были чудесным образом обретены и положены в местном храме, где прославились различными чудесами. В 1238 году по приказу болгарского царя Иоанна Асена их перенесли в город Тырново. После захвата Болгарии турками мощи Параскевы вывезли в Валахию, а когда и она была захвачена, то по просьбе сербской княгини Милицы их разрешили перенести в Белград. Когда Сулейман II в 1521 году захватил Белград, то в числе прочих ценностей он вывез в Константинополь мощи преподобной Параскевы. В 1641 году по просьбе молдавского господаря Василия их разрешили перенести в Яссы, где они находятся по настоящее время.

     

     

Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО И ВЕРХОТУРСКОГО КИРИЛЛА

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Отдавая Господу по Его заповеди десятину года и посвятив покаянное время Четыредесятницы приобретению необходимых духовных даров: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, в пасхальный период мы ничуть не должны ослабевать в украшении себя божественными одеждами праведности, трудясь над ещё одной добродетелью, к которой призываемся ныне Ангелом — благовестником Воскресения Христова. Сегодняшний наш труд – добродетель радости. В наших обстоятельствах это именно труд и как раз сейчас мы можем прочувствовать радость как добродетель, а не как эмоцию. И быть может именно стеснённые обстоятельства празднования Пасхи Господней в этом году покажут нам как в действительности мало в нашей жизни было подлинной духовной радости и как легко мы принимали за неё вполне земной эмоциональный подъем. Для земного веселья достаточно шутки и хорошего настроения. Духовной же радости нужно пробиться сквозь боль наших страстей, сквозь терния наших страхов, сквозь каменные глыбы грехов и трясины земных привязанностей.

Дважды повторённый призыв апостола Павла к радости – это не его доброе пожелание, а заповедь. И может быть одна из самых трудных. Дьявол же предлагает человеку простой путь страхов и тревог, мучительный, но обладающий для многих какой-то удивительной притягательностью. Господь Вседержитель через пророка Исаию говорит: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Исаия 8:12-13). Так и первоверховный апостол Пётр поучает, говоря: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:13-15).

Сегодня мир, впавший в панику и боящийся даже собственной тени, требует от нас отчёта в нашем уповании на Христа Воскресшего. Мир, не знающий иных ценностей, кроме собственного существования, не понимает почему мы не боимся вместе с ним, почему апостол Пётр безрассудно бросается в морскую пучину, едва завидев на берегу Воскресшего Христа, почему апостолы вышли из затвора, где находились «страха ради иудейска». Разве опасность миновала? Разве распинатели Христа подобрели? Нет. Страх, прежде парализовавший учеников Христовых, был развеян Воскресшим Христом, с Которым, по слову апостола Павла, — «и смерть — приобретение» (Филиппийцам 1:21). Ища и находя Воскресшего и Живого Христа в Его доме — мы не геройствуем перед опасностью и не впадаем в самонадеянность. Мы знаем, что нельзя искушать Господа Бога и игнорировать реально существующую опасность. Но Христос ещё более реален, и Его Воскресение совершилось воистину. Можно бесконечно бегать от своих страхов, но как бы мы не боялись смерти, убежать от неё невозможно. Возможно только её победить. Сколько бы нам не внушали, что страх и избегание опасности — это единственный путь, но Христос показал, что это не так. Мы знаем опасность, мы смело смотрим ей в лицо, но не убегаем от неё в страхе, а побеждаем её адекватными и достаточными мерами как духовного, так и материального порядка. И сегодня, как и прежде, я призываю всех вас к противодействию губительному поветрию всеми мерами, которые известны и аскетике, и эпидемиологии – соблюдением дистанции, защитными средствами, гигиеной и всем тем, что нам активно советуют врачи. Но не менее тщательно нам надо соблюдать чистоту и незапятнанность наших душ. Держать дистанцию от провокаторов и паникёров, защищаться от информационного вируса и смывать не только инфекцию с рук, а со своей души заразу греха, страха, неверия и паники. Сила Воскресшего Христа пусть даёт нам вдохновение на помощь своим ближним. Ведь доброе дело можно сделать даже на расстоянии. Общая беда пусть сплотит наши приходские общины ещё теснее. Ибо враг Воскресшего Христа, к сожалению, реален и значительно опасней, чем любой вирус. Он хочет похитить нас у друг друга, а у нас похитить наши храмы, а из храмов изгнать Евхаристию. Мы знаем кто мечтает сделать Церковь теплохладной. Но пока есть у Бога хотя бы несколько горящих в молитве праведников, объятых такой пасхальной радостью, которой не может помешать никакая внешняя скорбь, никакое гонение и притеснение – Господь милует нашу землю. И по слову Священного Писания: «Он по милосердию избавит остаток народа Моего, тех, которые сохранились в пределах Моих, и обрадует их, доколе не придет конец, день суда» (3 Ездры 12:34).

Пусть же Воскресший Христос увидит в эти пасхальные дни Свою Церковь живой, радостной, твердой в уповании и крепкой в надежде, стойкой в испытаниях и непреклонной к искушениям, верной и ликующей о Его Воскресении, ибо сегодня мы вновь и вновь восклицаем вопреки всему обезумевшему от страха миру, что

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИННУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

Екатеринбург
Пасха Христова
2020 год

Наши проекты для пожертвований

СТРОИМ ХРАМ ВМЕСТЕ

В 2009 г. начались службы во временном деревянном храме прп. Симеона Мироточивого. Сейчас практически все готово для начала строительства храма, посвященного святителю Савве Сербскому, способному вместить верующих большого микрорайона с населением около 65 000 чел. Дальнейшие работы по строительству нашего храма целиком зависят от пожертвований неравнодушных людей. Целевая сумма в 6 500 000 рублей — это стоимость строительства первого этапа (нулевой цикл). Включает строительство цокольного этажа с помещениями для крестильного храма и воскресной школы.

ИКОНОСТАС храма прп. Симеона Мироточивого

Конструкции иконостаса были обновлены еще в 2018 г. В начале 2020 г. сделано облачение для Престола. Но до сих пор иконостас остается незавершенным, т.к. написание икон для него требует много средств. В наше время стоимость написания иконы определяется суммой около 1000 руб за один сантиметр по высоте. Эта сумма включает в себя все расходы, связанные с написанием иконы, т.е. стоимость основания (доски) и ее подготовки, стоимость материалов и, наконец, саму работу иконописца. Целевая сумма 75 000 руб. по данному проекту пока предполагает заказ только одной иконы — центральной. Мы хотим, чтобы это был образ «Спас в силах».

РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН из собрания Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в XX веке

Музей святости, исповедничества и подвижничества собирает, хранит и представляет широкой аудитории опыт из жизни Церкви на Урале в ХХ в. Это время репрессий в отношении Церкви и верующих, но в это же время была явлена слава Божия в подвигах новомучеников, исповедников и подвижников. Просим помощи в сохранении наследия, свидетельствующего об опыте жизни по вере во времена гонений и преследований христианства.

Общая сумма пожертвований необходимых на реставрацию и консервацию коллекции икон XX в., хранящихся в музее, составляет 63 000 руб.

Пожертвования поступают на счет Архиерейского подворья во имя свт. Саввы Сербского. Настоятель иеромонах Аркадий (Логинов) является руководителем музея. Заявленные работы по реставрации коллекции икон музея будут оплачиваться со счета подворья по договору. Если Вас заинтересовал проект реставрации отдельной из представленных икон коллекции, укажите это в сообщении в представленной на странице кампании форме. Мы обязательно учтем Ваше желание. В режиме «Смотреть все» для каждой иконы сообщается перечень необходимых работ и их стоимость.

Митрополит Кирилл совершит молитвенный объезд уральской столицы с пением параклиса Пресвятой Богородице

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский КИРИЛЛ

По благословению Высокопреосвященного КИРИЛЛА, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, во всех храмах Екатеринбурга, по окончании Божественной литургии в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (субботу Акафиста) с 11:00 до 12:30 будет совершаться молебное пение (Параклисис) Пресвятой Богородице с чтением Акафиста. В это время владыка совершит объезд города с пением молебна. Напоминаем, что жители старше 65 лет должны находится в самоизоляции. Владыка Кирилл просит всех молитвенно присоединиться за всеобщим домашним чтением к молению Пресвятой Богородице, ибо «соборная молитва Церкви, по слову апостола Иакова, “исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5:15)». Екатеринбургская епархия организует прямую трансляцию, совершаемого владыкой объезда и молебного пения на официальной странице в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/ekaterinburg_eparhia.

Дабы трансляция молитвенного объезда уральской столицы с чтением Акафиста была доступна как можно большему числу прихожан храмов Екатеринбургской епархии, просим заранее всех владельцев современных средств интернет-связи охватить своей заботой людей старшего поколения, чтобы обеспечить им возможность помолиться вместе с правящим архиереем.

Источник: официальный сайт Екатеринбургской епархии

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя

29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Текущая неделя Великого поста посвящена воспоминанию о святом преподобном Иоанне Лествичнике, замечательном игумене Синайской горы, где до сих пор сохраняется монастырь, что возглавлял святой преподобный Иоанн, с очень строгой дисциплиной. Множество подвижников выходили из этого монастыря в мир по разным обстоятельствам и причинам, и вокруг каждого из них создавался некий круг людей, взыскующих спасения. На основании огромного духовного наследия Синайской обители сформировался определенный корпус святоотеческих текстов, которые помогают и нам, современным людям, изучить всю трудность того, что называется духовной бранью, всю сложность войны, которую ведет человек со своим собственным грехом.

Эта война куда сложнее, чем война с внешним противником. Победить самого себя, разобраться в своих мыслях, очистить душу от греха, стать настолько твердым и сильным, чтобы более не впускать грех в душу, — это битва, которая по своему напряжению превышает любую человеческую битву, любой земной конфликт, в котором мы отдаем последние силы, чтобы победить врага. И нужно помнить, что главная победа, к которой мы стремимся в жизни, — это победа над самими собой.

Мы также совершаем память святой Марии Египетской. На этой неделе, в четверг, в память о Марии Египетской будет полностью прочитан канон святого преподобного Андрея Критского. Эта длительная служба с чтением канона называется Марииным стоянием, и потому невольно мысль обращается сегодня к преподобной Марии Египетской. Мы хорошо знаем, что она была женщиной легкого поведения, которая наслаждалась жизнью в богатом и красивом городе Александрии. Но однажды, случайно оказавшись на Святой земле, она почувствовала, что Господь не пускает ее под своды Храма Гроба Своего, и во мгновение приняла решение изменить свою жизнь.

В Иерусалиме было много святынь, главная из которых — Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь — конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестает посещать Храм Гроба Господня, перестает прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню — где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время еще жили на Ближнем Востоке. Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню — давайте только подумаем! — чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было.

Святая преподобная Мария Египетская так прожила всю оставшуюся жизнь, несколько десятков лет. Буквально за год до ее кончины монах Зосима из обители преподобного Герасима, что на Иордане (кстати, обитель до сих пор существует), ушел за Иордан, как поступали монахи в первую седмицу Великого поста, чтобы особым образом пройти это поприще в пустыне, и встретил там Марию Египетскую живой и невредимой. Зосима не мог понять, кого же он встретил, — человека или ангела. Как же эта женщина — без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестер по духу — как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде? Что это означает? Это означает, что между ее физическим естеством и ангельским естеством более не было никакой границы, она, подобно ангелу, преодолела законы человеческого естества. Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, — которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, — а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха — через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения — можно взойти на ангельскую высоту.

Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете, есть очень большая угроза пандемии страшного вируса. Я получаю известия из разных стран, но меня особенно поразило письмо одной православной женщины из Италии. Еще раз повторю: письмо произвело на меня страшное впечатление. Она пишет: «Владыка, я хорошо понимаю москвичей, жителей Петербурга, других городов. Вам кажется, что эта страшная эпидемия где-то далеко, и неизвестно, когда она к вам придет, неизвестно, будет ли она такой страшной. Точно так же и мы думали две недели назад. Нам казалось, что никакой эпидемии в Риме не будет. Но сегодня мы все сидим по домам, морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать. Люди умирают так, как только могут умирать во времена страшной эпидемии. Мы нередко остаемся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернемся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь», — а далее слова, обращенные ко всем нам: «как вы сегодня не можете этого представить». А почему каждый не может себе представить? А потому что, по милости Божией, практически ни в одной семье еще никто не умер. Если же это произойдет, то во мгновение все представят; еще и в панику впадем. Но Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России.

Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись. Ведь не какой-то искусственный пример я вам привел, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню.

Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни. А уж ей, наверное, тоже есть и пить хотелось! Хотя в современных городах есть возможность получить и питие, и пищу, не выходя из своей пустыни.

Именно так мы должны сейчас жить. Всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте — слушайте то, что вам сегодня сказал Патриарх, и не от себя, а от великого подвижнического подвига святой преподобной Марии Египетской, которая и тело, и душу спасла, уйдя в пустыню, в полную изоляцию от окружающих ее людей.

Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Все произошло именно в эти дни — для того чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве. Только самое главное — спасаться, а не, простите, дурака валять, как это делают те, кто даже дни, которые государство предоставило для сосредоточения, для спокойствия, для некоей реорганизации жизни, посвящают развлечениям на воздухе, шашлыкам, музыке и всему другому, думая, будто людям просто каникулы предоставили. Не каникулы! Это время концентрации мысли, упорядочивания семейной жизни, отношений с коллегами, с родными и близкими. Для того чтобы каждым была разработана и принята модель безопасного общения — подобно тому, как в отдаленной пустыне Мария Египетская сформировала модель безопасного общения с миром, зараженным грехом. Мария боролась с диаволом, который поражал человеческие души, а сегодня мы должны бороться с силами зла, которые поражают наши физические тела, а через это — наши души.

Поэтому я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого Патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, а если кто-то вам что-то скажет, напомните пример Марии Египетской. У нас нет другого ответа, потому что мы любим свои храмы. 51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов; и я, наверное, никогда бы этого не сказал, если бы не удивительный, спасительный пример святой Марии Египетской, которая в течение именно этой недели прославляется Церковью как великая подвижница, еще при земной жизни воспринявшая ангельское естество. В отдалении от монастырей и храмов, в уединении, в далекой пустыне преподобная Мария и душу свою спасла, и дала силы физическому телу прожить ровно столько лет в невероятно трудных условиях, сколько позволил Господь.

Ее молитвами да хранит Господь нас всех от инфекций, от болезней. Но самое главное — да поможет ее пример осознать и нам важность уединения в наших личных пустынях, в наших квартирах. Примем на себя частицу подвига Марии Египетской, для того чтобы сохранить себя, своих родных и близких, а, может быть, еще и для того, чтобы прочувствовать подвиг великой подвижницы, которая в уединении прожила большую часть своей жизнь только потому, что верила в Господа и слушалась Его голоса. Верим, что и сегодня Господь призывает нас идти ее путем даже в условиях современных мегаполисов. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

День святого Саввы (Савиндан)

По Месяцеслову Русской Православной Церкви память святителя Саввы, архиепископа Сербского совершается 25 (12 ст. ст.) января. В этот день община Архиерейского подворья во имя свт. Саввы Сербского молитвенно почтила память своего Небесного покровителя. Божественную литургию, по благословению Высокопреосвященного Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, возглавил благочинный Всехсвятского округа г. Екатеринбурга протоиерей Николай Тарантин. По окончании литургии настоятель иеромонах Аркадий (Логинов) совершил традиционный в Сербии в праздники «крсной славы» чин благословения колача.

Торжество праздника завершилось возглашением многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, Высокопреосвященному митрополиту Кириллу, граду нашему, всем в нем живущим и всем братьям и сестрам, прихожанам храма Архиерейского подворья свт. Саввы. Отец Николай передал настоятелю, клиру и всем прихожанам поздравления Высокопреосвященного митрополита Кирилла с храмовым праздником и пожелания общине, предстательством своего Небесного покровителя, построить храм, который бы смог вместить всех верующих, жителей микрорайона ЖБИ. В ответном слове настоятель иеромонах Аркадий сердечно поблагодарил отца-благочинного за радость молитвенного общения и благодарения Богу в этот духовно значимый для нашей общины праздник и просил передать владыке слова глубокой признательности и благодарности за его молитву о скорейшем начале строительства большого храма свт. Саввы.

В этот же день, 25 января, Церковь чтит память святой мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших. Среди сестер нашей общины многие носят имя Татианы. Отец-настоятель поздравил всех тезоименитых святой мученице наших сестер во Христе, пожелав им доброго здоровья и помощи Божией в трудах.

Рождение в Духе: в доме малютки на ЖБИ крещены четыре младенца

Таинство Крещения — первое Таинство, в котором человек обретает истинное рождение от воды и Духа. Я уверен, – говорит ап. Павел, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией… (Рим. 8, 38-39). Любовь Божия воплощается в нашей жизни, в том числе, посредством нашей деятельности. Сотрудники «Специализированного дома ребенка» свидетельствуют об этом каждый день, делая свою работу. И это больше, чем работа. Потому что каждый ребенок, оказавшийся под их опекой, нуждается не только в ежедневных и многократных процедурах, но еще больше в любви, которой многие из них оказались лишены в нашем мире, любви и тепла материнской заботы.

15 декабря настоятель Архиерейского подворья во имя свт. Саввы Сербского вместе с старшей сестрой Сестричества во имя великомученика и целителя Пантелеимона Белкановой Ю.Ю., опекающей филиал №5 «Специализированного дома ребенка» на ул. Сыромолотова, 24а, стали духовными родителями четверых младенцев, пациентов паллиативного отделения. Иеромонах Аркадий (Логинов) совершил крещение братьев Марселя (во св. крещении Матфея) и Даниила, и двух малюток Симеона и Михаила. Мама Михаила была рядом с ним и он единственный, кто может быть уверен, что мама не оставит его. Условия, в которых совершалось крещение необычные. В паллиативном отделении находятся младенцы, чья жизнь целиком зависит от аппаратов искусственного дыхания. Практически все жизненные функции детей заменяет медицинское оборудование. Маленькие тельца пронизаны трубочками и проводами датчиков. Но, все же они живые, они дети, не лишенные чувств и эмоций. Лишь одна капля воды, рождающей в жизнь вечную, стала для них образом смерти и Воскресения Христа. А для нас обретением чад Божиих, членов Церкви Христовой, истинных наследников Царства Божия, рожденных от воды и Духа.