Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ МИТРОПОЛИТА ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО И ВЕРХОТУРСКОГО КИРИЛЛА

«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Фил. 4:4)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Отдавая Господу по Его заповеди десятину года и посвятив покаянное время Четыредесятницы приобретению необходимых духовных даров: целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, в пасхальный период мы ничуть не должны ослабевать в украшении себя божественными одеждами праведности, трудясь над ещё одной добродетелью, к которой призываемся ныне Ангелом — благовестником Воскресения Христова. Сегодняшний наш труд – добродетель радости. В наших обстоятельствах это именно труд и как раз сейчас мы можем прочувствовать радость как добродетель, а не как эмоцию. И быть может именно стеснённые обстоятельства празднования Пасхи Господней в этом году покажут нам как в действительности мало в нашей жизни было подлинной духовной радости и как легко мы принимали за неё вполне земной эмоциональный подъем. Для земного веселья достаточно шутки и хорошего настроения. Духовной же радости нужно пробиться сквозь боль наших страстей, сквозь терния наших страхов, сквозь каменные глыбы грехов и трясины земных привязанностей.

Дважды повторённый призыв апостола Павла к радости – это не его доброе пожелание, а заповедь. И может быть одна из самых трудных. Дьявол же предлагает человеку простой путь страхов и тревог, мучительный, но обладающий для многих какой-то удивительной притягательностью. Господь Вседержитель через пророка Исаию говорит: «Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш!» (Исаия 8:12-13). Так и первоверховный апостол Пётр поучает, говоря: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петра 3:13-15).

Сегодня мир, впавший в панику и боящийся даже собственной тени, требует от нас отчёта в нашем уповании на Христа Воскресшего. Мир, не знающий иных ценностей, кроме собственного существования, не понимает почему мы не боимся вместе с ним, почему апостол Пётр безрассудно бросается в морскую пучину, едва завидев на берегу Воскресшего Христа, почему апостолы вышли из затвора, где находились «страха ради иудейска». Разве опасность миновала? Разве распинатели Христа подобрели? Нет. Страх, прежде парализовавший учеников Христовых, был развеян Воскресшим Христом, с Которым, по слову апостола Павла, — «и смерть — приобретение» (Филиппийцам 1:21). Ища и находя Воскресшего и Живого Христа в Его доме — мы не геройствуем перед опасностью и не впадаем в самонадеянность. Мы знаем, что нельзя искушать Господа Бога и игнорировать реально существующую опасность. Но Христос ещё более реален, и Его Воскресение совершилось воистину. Можно бесконечно бегать от своих страхов, но как бы мы не боялись смерти, убежать от неё невозможно. Возможно только её победить. Сколько бы нам не внушали, что страх и избегание опасности — это единственный путь, но Христос показал, что это не так. Мы знаем опасность, мы смело смотрим ей в лицо, но не убегаем от неё в страхе, а побеждаем её адекватными и достаточными мерами как духовного, так и материального порядка. И сегодня, как и прежде, я призываю всех вас к противодействию губительному поветрию всеми мерами, которые известны и аскетике, и эпидемиологии – соблюдением дистанции, защитными средствами, гигиеной и всем тем, что нам активно советуют врачи. Но не менее тщательно нам надо соблюдать чистоту и незапятнанность наших душ. Держать дистанцию от провокаторов и паникёров, защищаться от информационного вируса и смывать не только инфекцию с рук, а со своей души заразу греха, страха, неверия и паники. Сила Воскресшего Христа пусть даёт нам вдохновение на помощь своим ближним. Ведь доброе дело можно сделать даже на расстоянии. Общая беда пусть сплотит наши приходские общины ещё теснее. Ибо враг Воскресшего Христа, к сожалению, реален и значительно опасней, чем любой вирус. Он хочет похитить нас у друг друга, а у нас похитить наши храмы, а из храмов изгнать Евхаристию. Мы знаем кто мечтает сделать Церковь теплохладной. Но пока есть у Бога хотя бы несколько горящих в молитве праведников, объятых такой пасхальной радостью, которой не может помешать никакая внешняя скорбь, никакое гонение и притеснение – Господь милует нашу землю. И по слову Священного Писания: «Он по милосердию избавит остаток народа Моего, тех, которые сохранились в пределах Моих, и обрадует их, доколе не придет конец, день суда» (3 Ездры 12:34).

Пусть же Воскресший Христос увидит в эти пасхальные дни Свою Церковь живой, радостной, твердой в уповании и крепкой в надежде, стойкой в испытаниях и непреклонной к искушениям, верной и ликующей о Его Воскресении, ибо сегодня мы вновь и вновь восклицаем вопреки всему обезумевшему от страха миру, что

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

ВОИСТИННУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

Екатеринбург
Пасха Христова
2020 год

Наши проекты для пожертвований

СТРОИМ ХРАМ ВМЕСТЕ

В 2009 г. начались службы во временном деревянном храме прп. Симеона Мироточивого. Сейчас практически все готово для начала строительства храма, посвященного святителю Савве Сербскому, способному вместить верующих большого микрорайона с населением около 65 000 чел. Дальнейшие работы по строительству нашего храма целиком зависят от пожертвований неравнодушных людей. Целевая сумма в 6 500 000 рублей — это стоимость строительства первого этапа (нулевой цикл). Включает строительство цокольного этажа с помещениями для крестильного храма и воскресной школы.

ИКОНОСТАС храма прп. Симеона Мироточивого

Конструкции иконостаса были обновлены еще в 2018 г. В начале 2020 г. сделано облачение для Престола. Но до сих пор иконостас остается незавершенным, т.к. написание икон для него требует много средств. В наше время стоимость написания иконы определяется суммой около 1000 руб за один сантиметр по высоте. Эта сумма включает в себя все расходы, связанные с написанием иконы, т.е. стоимость основания (доски) и ее подготовки, стоимость материалов и, наконец, саму работу иконописца. Целевая сумма 75 000 руб. по данному проекту пока предполагает заказ только одной иконы — центральной. Мы хотим, чтобы это был образ «Спас в силах».

РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН из собрания Музея святости, исповедничества и подвижничества на Урале в XX веке

Музей святости, исповедничества и подвижничества собирает, хранит и представляет широкой аудитории опыт из жизни Церкви на Урале в ХХ в. Это время репрессий в отношении Церкви и верующих, но в это же время была явлена слава Божия в подвигах новомучеников, исповедников и подвижников. Просим помощи в сохранении наследия, свидетельствующего об опыте жизни по вере во времена гонений и преследований христианства.

Общая сумма пожертвований необходимых на реставрацию и консервацию коллекции икон XX в., хранящихся в музее, составляет 63 000 руб.

Пожертвования поступают на счет Архиерейского подворья во имя свт. Саввы Сербского. Настоятель иеромонах Аркадий (Логинов) является руководителем музея. Заявленные работы по реставрации коллекции икон музея будут оплачиваться со счета подворья по договору. Если Вас заинтересовал проект реставрации отдельной из представленных икон коллекции, укажите это в сообщении в представленной на странице кампании форме. Мы обязательно учтем Ваше желание. В режиме «Смотреть все» для каждой иконы сообщается перечень необходимых работ и их стоимость.

Митрополит Кирилл совершит молитвенный объезд уральской столицы с пением параклиса Пресвятой Богородице

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский КИРИЛЛ

По благословению Высокопреосвященного КИРИЛЛА, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, во всех храмах Екатеринбурга, по окончании Божественной литургии в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (субботу Акафиста) с 11:00 до 12:30 будет совершаться молебное пение (Параклисис) Пресвятой Богородице с чтением Акафиста. В это время владыка совершит объезд города с пением молебна. Напоминаем, что жители старше 65 лет должны находится в самоизоляции. Владыка Кирилл просит всех молитвенно присоединиться за всеобщим домашним чтением к молению Пресвятой Богородице, ибо «соборная молитва Церкви, по слову апостола Иакова, “исцелит болящего и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5:15)». Екатеринбургская епархия организует прямую трансляцию, совершаемого владыкой объезда и молебного пения на официальной странице в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/ekaterinburg_eparhia.

Дабы трансляция молитвенного объезда уральской столицы с чтением Акафиста была доступна как можно большему числу прихожан храмов Екатеринбургской епархии, просим заранее всех владельцев современных средств интернет-связи охватить своей заботой людей старшего поколения, чтобы обеспечить им возможность помолиться вместе с правящим архиереем.

Источник: официальный сайт Екатеринбургской епархии

Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в Храме Христа Спасителя

29 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Текущая неделя Великого поста посвящена воспоминанию о святом преподобном Иоанне Лествичнике, замечательном игумене Синайской горы, где до сих пор сохраняется монастырь, что возглавлял святой преподобный Иоанн, с очень строгой дисциплиной. Множество подвижников выходили из этого монастыря в мир по разным обстоятельствам и причинам, и вокруг каждого из них создавался некий круг людей, взыскующих спасения. На основании огромного духовного наследия Синайской обители сформировался определенный корпус святоотеческих текстов, которые помогают и нам, современным людям, изучить всю трудность того, что называется духовной бранью, всю сложность войны, которую ведет человек со своим собственным грехом.

Эта война куда сложнее, чем война с внешним противником. Победить самого себя, разобраться в своих мыслях, очистить душу от греха, стать настолько твердым и сильным, чтобы более не впускать грех в душу, — это битва, которая по своему напряжению превышает любую человеческую битву, любой земной конфликт, в котором мы отдаем последние силы, чтобы победить врага. И нужно помнить, что главная победа, к которой мы стремимся в жизни, — это победа над самими собой.

Мы также совершаем память святой Марии Египетской. На этой неделе, в четверг, в память о Марии Египетской будет полностью прочитан канон святого преподобного Андрея Критского. Эта длительная служба с чтением канона называется Марииным стоянием, и потому невольно мысль обращается сегодня к преподобной Марии Египетской. Мы хорошо знаем, что она была женщиной легкого поведения, которая наслаждалась жизнью в богатом и красивом городе Александрии. Но однажды, случайно оказавшись на Святой земле, она почувствовала, что Господь не пускает ее под своды Храма Гроба Своего, и во мгновение приняла решение изменить свою жизнь.

В Иерусалиме было много святынь, главная из которых — Гроб Господень. Было много богомудрых пастырей и архипастырей. Но Мария избирает совершенно особый путь — конечно, не сама, но движимая Промыслом Божиим. Мария уходит из Иерусалима. Она перестает посещать Храм Гроба Господня, перестает прикладываться ко всем святыням града Иерусалима и, перейдя Иордан, уходит одна в страшную пустыню — где неизвестно, чем можно прокормиться, где неизвестно, как можно спастись от ядовитых змей и диких зверей, таких, как львы, которые в то время еще жили на Ближнем Востоке. Хрупкая женщина пересекает Иордан и уходит от всех, оставляя и храмы, и обители, отказываясь даже от причастия. Уходит в пустыню — давайте только подумаем! — чтобы никого, кроме Бога, перед ней более не было.

Святая преподобная Мария Египетская так прожила всю оставшуюся жизнь, несколько десятков лет. Буквально за год до ее кончины монах Зосима из обители преподобного Герасима, что на Иордане (кстати, обитель до сих пор существует), ушел за Иордан, как поступали монахи в первую седмицу Великого поста, чтобы особым образом пройти это поприще в пустыне, и встретил там Марию Египетскую живой и невредимой. Зосима не мог понять, кого же он встретил, — человека или ангела. Как же эта женщина — без молитвы в храме, без принятия Христовых Таин, без помощи духовников, без помощи братьев и сестер по духу — как она смогла в полной изоляции достичь такой святости, которой был поражен Зосима, видя, как Мария перешла Иордан по воде? Что это означает? Это означает, что между ее физическим естеством и ангельским естеством более не было никакой границы, она, подобно ангелу, преодолела законы человеческого естества. Никакого земного тяготения! А в результате чего? В результате молитвы в уединении, искренней молитвы, — которая продолжалась не неделю, не месяц, не два, — а всю жизнь. Именно эта молитва и соделала из грешницы Марии великую святую, которую Церковь предлагает как пример каждому из нас. Пример того, как из бездны греха — через подвиг отделения себя от мира, через подвиг уединения — можно взойти на ангельскую высоту.

Сегодня Отечество наше проходит через трудные испытания. Вы знаете, есть очень большая угроза пандемии страшного вируса. Я получаю известия из разных стран, но меня особенно поразило письмо одной православной женщины из Италии. Еще раз повторю: письмо произвело на меня страшное впечатление. Она пишет: «Владыка, я хорошо понимаю москвичей, жителей Петербурга, других городов. Вам кажется, что эта страшная эпидемия где-то далеко, и неизвестно, когда она к вам придет, неизвестно, будет ли она такой страшной. Точно так же и мы думали две недели назад. Нам казалось, что никакой эпидемии в Риме не будет. Но сегодня мы все сидим по домам, морги и даже стадионы заполнены трупами, их невозможно даже сжигать. Люди умирают так, как только могут умирать во времена страшной эпидемии. Мы нередко остаемся без еды; с огромным страхом доходим до ближайшего магазина, где можем приобрести продукты, и немедленно возвращаемся домой; а если не вернемся, подвергаемся репрессиям со стороны полиции. Мы не могли себе представить, что у нас будет такая жизнь», — а далее слова, обращенные ко всем нам: «как вы сегодня не можете этого представить». А почему каждый не может себе представить? А потому что, по милости Божией, практически ни в одной семье еще никто не умер. Если же это произойдет, то во мгновение все представят; еще и в панику впадем. Но Церковь призывает сегодня, до жертв в наших семьях, принять на себя обязательство строго исполнять все предписания, которые исходят от санитарных властей в России.

Пример Марии Египетской свидетельствует о том, что и без посещения храма можно спастись. Ведь не какой-то искусственный пример я вам привел, а пример святой, чью память мы совершаем на этой неделе. Святой, что ушла из всех храмов и монастырей и удалилась в пустыню.

Нет сегодня ни в Москве, ни в Петербурге, ни в других наших городах пустынь. Но есть место, которое может стать пустыней, — это наш собственный дом. Давайте сделаем наши дома пустыней, давайте будем там возносить горячую молитву. Давайте возложим на себя подвиг не выходить из наших домов, как взяла на себя подвиг Мария Египетская — не выходить из пустыни. А уж ей, наверное, тоже есть и пить хотелось! Хотя в современных городах есть возможность получить и питие, и пищу, не выходя из своей пустыни.

Именно так мы должны сейчас жить. Всякие другие проповеди, в том числе исходящие от неразумных священнослужителей, не слушайте — слушайте то, что вам сегодня сказал Патриарх, и не от себя, а от великого подвижнического подвига святой преподобной Марии Египетской, которая и тело, и душу спасла, уйдя в пустыню, в полную изоляцию от окружающих ее людей.

Неслучайно, что память Марии Египетской совпала со введением карантина, связанного с распространением коронавируса. Ничего у Бога не бывает случайным. Все произошло именно в эти дни — для того чтобы мы, взирая на подвиг Марии Египетской, научились тому, как можно спасаться вне церкви, в полном одиночестве. Только самое главное — спасаться, а не, простите, дурака валять, как это делают те, кто даже дни, которые государство предоставило для сосредоточения, для спокойствия, для некоей реорганизации жизни, посвящают развлечениям на воздухе, шашлыкам, музыке и всему другому, думая, будто людям просто каникулы предоставили. Не каникулы! Это время концентрации мысли, упорядочивания семейной жизни, отношений с коллегами, с родными и близкими. Для того чтобы каждым была разработана и принята модель безопасного общения — подобно тому, как в отдаленной пустыне Мария Египетская сформировала модель безопасного общения с миром, зараженным грехом. Мария боролась с диаволом, который поражал человеческие души, а сегодня мы должны бороться с силами зла, которые поражают наши физические тела, а через это — наши души.

Поэтому я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого Патриаршего благословения, воздержаться от посещения храмов, а если кто-то вам что-то скажет, напомните пример Марии Египетской. У нас нет другого ответа, потому что мы любим свои храмы. 51 год я проповедую с кафедр, призывая людей приходить в храмы, преодолевать тяготение собственной злой воли и внешних обстоятельств. Этому призыву я посвятил всю свою жизнь! Надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов; и я, наверное, никогда бы этого не сказал, если бы не удивительный, спасительный пример святой Марии Египетской, которая в течение именно этой недели прославляется Церковью как великая подвижница, еще при земной жизни воспринявшая ангельское естество. В отдалении от монастырей и храмов, в уединении, в далекой пустыне преподобная Мария и душу свою спасла, и дала силы физическому телу прожить ровно столько лет в невероятно трудных условиях, сколько позволил Господь.

Ее молитвами да хранит Господь нас всех от инфекций, от болезней. Но самое главное — да поможет ее пример осознать и нам важность уединения в наших личных пустынях, в наших квартирах. Примем на себя частицу подвига Марии Египетской, для того чтобы сохранить себя, своих родных и близких, а, может быть, еще и для того, чтобы прочувствовать подвиг великой подвижницы, которая в уединении прожила большую часть своей жизнь только потому, что верила в Господа и слушалась Его голоса. Верим, что и сегодня Господь призывает нас идти ее путем даже в условиях современных мегаполисов. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

День святого Саввы (Савиндан)

По Месяцеслову Русской Православной Церкви память святителя Саввы, архиепископа Сербского совершается 25 (12 ст. ст.) января. В этот день община Архиерейского подворья во имя свт. Саввы Сербского молитвенно почтила память своего Небесного покровителя. Божественную литургию, по благословению Высокопреосвященного Кирилла, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского, возглавил благочинный Всехсвятского округа г. Екатеринбурга протоиерей Николай Тарантин. По окончании литургии настоятель иеромонах Аркадий (Логинов) совершил традиционный в Сербии в праздники «крсной славы» чин благословения колача.

Торжество праздника завершилось возглашением многолетия Святейшему Патриарху Кириллу, Высокопреосвященному митрополиту Кириллу, граду нашему, всем в нем живущим и всем братьям и сестрам, прихожанам храма Архиерейского подворья свт. Саввы. Отец Николай передал настоятелю, клиру и всем прихожанам поздравления Высокопреосвященного митрополита Кирилла с храмовым праздником и пожелания общине, предстательством своего Небесного покровителя, построить храм, который бы смог вместить всех верующих, жителей микрорайона ЖБИ. В ответном слове настоятель иеромонах Аркадий сердечно поблагодарил отца-благочинного за радость молитвенного общения и благодарения Богу в этот духовно значимый для нашей общины праздник и просил передать владыке слова глубокой признательности и благодарности за его молитву о скорейшем начале строительства большого храма свт. Саввы.

В этот же день, 25 января, Церковь чтит память святой мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших. Среди сестер нашей общины многие носят имя Татианы. Отец-настоятель поздравил всех тезоименитых святой мученице наших сестер во Христе, пожелав им доброго здоровья и помощи Божией в трудах.

Рождение в Духе: в доме малютки на ЖБИ крещены четыре младенца

Таинство Крещения — первое Таинство, в котором человек обретает истинное рождение от воды и Духа. Я уверен, – говорит ап. Павел, – что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией… (Рим. 8, 38-39). Любовь Божия воплощается в нашей жизни, в том числе, посредством нашей деятельности. Сотрудники «Специализированного дома ребенка» свидетельствуют об этом каждый день, делая свою работу. И это больше, чем работа. Потому что каждый ребенок, оказавшийся под их опекой, нуждается не только в ежедневных и многократных процедурах, но еще больше в любви, которой многие из них оказались лишены в нашем мире, любви и тепла материнской заботы.

15 декабря настоятель Архиерейского подворья во имя свт. Саввы Сербского вместе с старшей сестрой Сестричества во имя великомученика и целителя Пантелеимона Белкановой Ю.Ю., опекающей филиал №5 «Специализированного дома ребенка» на ул. Сыромолотова, 24а, стали духовными родителями четверых младенцев, пациентов паллиативного отделения. Иеромонах Аркадий (Логинов) совершил крещение братьев Марселя (во св. крещении Матфея) и Даниила, и двух малюток Симеона и Михаила. Мама Михаила была рядом с ним и он единственный, кто может быть уверен, что мама не оставит его. Условия, в которых совершалось крещение необычные. В паллиативном отделении находятся младенцы, чья жизнь целиком зависит от аппаратов искусственного дыхания. Практически все жизненные функции детей заменяет медицинское оборудование. Маленькие тельца пронизаны трубочками и проводами датчиков. Но, все же они живые, они дети, не лишенные чувств и эмоций. Лишь одна капля воды, рождающей в жизнь вечную, стала для них образом смерти и Воскресения Христа. А для нас обретением чад Божиих, членов Церкви Христовой, истинных наследников Царства Божия, рожденных от воды и Духа.

«Мы всегда хотели только святости и мира»: митрополит Кирилл озвучил позицию по строительству собора святой Екатерины

Где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? (Ис 66:1)

Сегодня, в день Святой Единосущной и Животворящей Троицы в храмах Екатеринбургской митрополии озвучено архипастырское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла о ситуации вокруг строительства собора святой Екатерины. В обращении говорится об отказе от права строить храм в сквере у Театра драмы и о строительстве собора святой великомученицы Екатерины на достойном её святости месте.

«89 лет Екатеринбург живёт без храма, посвященного своей небесной покровительнице. Его стены не мешали построению справедливого общественного устройства, его колокола не тушили доменных печей, а его иконы не снижали урожайность пшеницы. Почему же новая власть, якобы в интересах рабочих и крестьян, снесла с лица земли этот величественный собор, даже не пытаясь прикрыть бессмысленность своего действия сооружением чего-либо на его месте? Они говорили, что не веруют в Бога, но тем не менее сражались с Ним и Его Алтарями, ибо по слову Псалмопевца Давида «во храме Его всё возвещает о Его славе» (Пс 28:9)», — отмечается в Послании.

В обращении с прискорбием отмечается, что сегодня протестующие против строительства собора — устами говорят, что не протестуют против храма, но делами показывают ненависть к присутствию Бога в их жизни.

«Не храм, а Бога они вытесняют из своей жизни. И вот Спаситель, Источник воды живой — мешает фонтану; Христос, освятивший Своими стопами Генисаретское озеро — изгоняется с Исетского пруда, а Господу, произрастившему «из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» (Быт. 2:9) — не находится места среди Его собственных деревьев.

А Христос, Который был рожден в пещере, потому что у людей не нашлось для Него дома, не обрёл пристанища и потом, о чём Он Сам говорил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9: 58).

Прошли тысячелетия и теперь перед нами стоит вопрос о месте Господа и Его храма в нашей жизни. Захотим ли мы повторить с пророком Давидом: «Не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова» (Пс 131: 4-5)».

В обращении говорится, что противостояние в нашем городе — это не спор о размещении «культового сооружения». В действительности же это момент, когда через кризис многие вещи становятся виднее. В возникшем противостоянии многие явили свое истинное отношение к Церкви.

«Мои слова не о стенах и куполах, не о камнях только, хотя посвященные Богу, и они святы, а о той живой Церкви, которую составляют все верные Богу сердца, — приводятся в Послании слова архипастыря. — Я говорю тем незримым праведникам, которые созидают Царство Божие внутри себя. Пусть каменного собора святой великомученицы Екатерины — Невесты Христовой — в этом городе нет. Но содержание всегда найдёт себе форму. Есть подлинный собор детей святой Екатерины, которые не равнодушны к той мерзости, которая проявилась в нашем городе, и дерзновенной молитвой, терпением и упованием преодолевают диавольские искушения. И мы с радостью осознали, что мы едины, мы вместе, мы с Богом. Подлинная Церковь общности Бога и человеческих душ несравненно ценнее любых золотых куполов».

В Послании отмечается и то, насколько произошедшие события сплотили верующих: прежде теплохладные — вновь зажгли огонь веры, прежде нерешительные — сделали выбор, а подлинные друзья стали ещё ближе:

«Екатеринбург проявил себя в истории нашего государства не только как город, убивший святого царя и его невинных детей, но и как город, в котором есть люди думающие, верные Церкви, твёрдые. Несмотря на всю ложь пропаганды, сквозь которую слабому ручейку правды нельзя было и пробиться, тем не менее именно за сквер у Драмтеатра поступило подавляющее большинство предложений. А голоса, внешне уверенные в том, что горожане не хотят строительства храма в ранее узаконенном месте, выхватывая инициативу друг у друга, трусливо требуют убрать его из списка. Потому что боятся, что вся ложь лукавых социологических опросов может быть опровергнута честным и прямым голосованием».

Также говорится, что в случае оставления места у Драмтеатра в листе для голосования этот вариант имел бы все шансы победить.

«В атмосфере тотальной лжи и обмана даже участок, выбранный открыто и честно большинством горожан, всё равно станет причиной раздора для людей, желающих разбудить древнего демона гражданской междоусобицы.

Мы бы не хотели давать диаволу такую возможность, а потому с покорностью Божественному Промыслу, ведущему нас Ему одному ведомыми путями, отказываемся от права строить собор святой Екатерины в сквере у Драмтеатра», — подчеркивается в обращении.

В Послании также отмечено, что, «мы всегда хотели только святости и мира» — и, уступая в очередной раз, мы понимаем, что череда этих уступок не может быть бесконечной:

«И если первый раз это случай, а второй раз совпадение, то третий раз – это закономерность, которую мы не можем не заметить. У нас не осталось щёк, которые мы ещё не подставляли под удар». Верующие надеются, что нынешняя уступка – последняя.

«Мы услышали аргументы защитников сквера от застройки и согласились с тем, что площадка под строительство кафедрального собора не будет располагаться в каком-либо сквере или на территории зелёных насаждений, да и вообще на общественной территории. Мы слышали от сторонников сквера, что их протест связан с защитой общественных территорий от застройки и не возник бы, если бы строить начали на выкупленной земле. И хотя мы многократно убеждались, что не стоит верить ни единому их слову, сделаем так, как они хотят в очередной раз.

Мы хотели бы, чтобы уступчивость наша стала поводом к миру, а не к новому витку противостояния, которого тем не менее не стоило бы исключать, ибо по слову преподобного Исидора Пелусиота: «Церковь была воюема, но не одолеваема, напротив того, оказалась восторжествовавшею над покушавшимися ее уничтожить. Итак, чему же дивиться, если и святые терпят здесь нападения? Сии брани делают их победы славнейшими и добычи досточестнейшими». 

Мы ожидаем победы не над людьми, а над ложью, будучи призванными Самим Богом быть свидетелями истины.

Мы благодарны жителям города святой Екатерины, живо откликнувшимся на инициативу городских властей и направивших свои предложения о месте размещения кафедрального собора. Мы рады, что тезис о том, что Церковь, власть и большинство горожан разошлись в своих мнениях – оказался злонамеренной ложью тех людей, кто хотел бы, чтоб так было и на самом деле, кто за огромные деньги пытается сформировать именно это разделение. Мы же хотим единодушной и вдохновенной работы на благо нашего возлюбленного Отечества. И мы обязательно в скором времени начнем строительство собора святой великомученицы Екатерины на достойном её святости месте.

Уверенность эта зиждется не на силах человеческих, а на силе Животворящего Духа, присутствующего в Церкви. «Твердость же Церкви зависит не от мира с царями, но от силы Божией» – говорит святитель Иоанн Златоуст. И эта сила, как известно, сопутствует правде, ради которой мы призваны стоять даже до смерти. Все вместе мы составляем единый Божий храм, Святую Соборную Церковь, как говорит тот же златословесный святитель: «Разве Церковь — в стенах? Церковь — во множестве верующих. Вот сколько твёрдых столпов, не железом связанных, но скрепленных верою!»

Я призываю всех христиан нашей митрополии быть едиными и неравнодушными, ибо эта соль земли сейчас нуждается в кристаллизации», — говорится в Послании.

В этот великий день огненного схождения Святого Духа, собравшего всех нас в Христову Церковь, правящий архиерей обратил к екатеринбургской пастве утешительные слова преподобного Ефрема Сирина: «Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются, ибо Господь – страж твой, и врата ада не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен!».

Так и сегодня духовные потомки разрушителей святынь нашей Святой Руси — устами говорят, что не протестуют против храма, но делами показывают ненависть к присутствию Бога в их жизни. Не храм, а Бога они вытесняют из своей жизни. И вот Спаситель, Источник воды живой — мешает фонтану; Христос, освятивший Своими стопами Генисаретское озеро — изгоняется с Исетского пруда, а Господу, произрастившему «из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая» (Быт. 2:9) — не находится места среди Его собственных деревьев. Творение бунтует против Творца, и первый революционер-диавол не может успокоиться, пока остались люди, еще не соблазнённые его вечным протестом. А Христос, Который был рожден в пещере, потому что у людей не нашлось для Него дома, не обрёл пристанища и потом, о чём Он Сам говорил: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк. 9: 58). Прошли тысячелетия и теперь перед нами стоит вопрос о месте Господа и Его храма в нашей жизни. Захотим ли мы повторить с пророком Давидом: «Не дам сна очам моим и веждам моим дремания, доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова» (Пс 131: 4-5).

Как говорит апостол Павел: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор 3:17). Поэтому мои слова не о стенах и куполах, не о камнях только, хотя, посвященные Богу, и они святы, а о той живой Церкви, которую составляют все верные Богу сердца. Я говорю тем незримым праведникам, которые созидают Царство Божие внутри себя. Пусть каменного собора святой великомученицы Екатерины — Невесты Христовой, в этом городе нет. Но содержание всегда найдёт себе форму. Есть подлинный собор детей святой Екатерины, которые не равнодушны к той мерзости, которая проявилась в нашем городе, и дерзновенной молитвой, терпением и упованием преодолевают диавольские искушения. И мы с радостью осознали, что мы едины, мы вместе, мы с Богом. Подлинная Церковь общности Бога и человеческих душ несравненно ценнее любых золотых куполов. Пусть никому не покажется, что противостояние в нашем городе — это спор о размещении «культового сооружения». В действительности же это момент, когда через кризис многие вещи становятся виднее. С многих волков были сорваны их овечьи обманные одежды, новые Иуды показали свой предательский нрав. Но и прежде теплохладные — вновь зажгли огонь веры, прежде нерешительные — сделали выбор, а подлинные друзья стали ещё ближе. Я рад тому, что Екатеринбург проявил себя в истории нашего государства не только как город, убивший святого царя и его невинных детей, но и как город, в котором есть люди думающие, верные, твёрдые. Несмотря на всю ложь пропаганды, сквозь которую слабому ручейку правды нельзя было и пробиться, тем не менее именно за сквер у Драмтеатра поступило подавляющее большинство предложений. А голоса, внешне уверенные в том, что горожане не хотят строительства храма в ранее узаконенном месте, выхватывая инициативу друг у друга, трусливо требуют убрать его из списка. Потому что боятся, что вся ложь лукавых социологических опросов может быть опровергнута честным и прямым голосованием.

Если бы мы мечтали видеть врагов своих поверженными, то настояли бы на оставлении места у Драмтеатра в листе для голосования и этот вариант имел бы все шансы победить. Но мы не хотим считать кого-либо своими врагами. Даже тех, кто упорно называют людьми исключительно своих либеральных единомышленников. Мы же всегда хотели только святости и мира, а не греха и злобы. В атмосфере тотальной лжи и обмана, даже участок, выбранный открыто и честно большинством горожан, всё равно станет причиной раздора для людей, желающих разбудить древнего демона гражданской междоусобицы. Мы бы не хотели давать диаволу такую возможность, а потому с покорностью Божественному Промыслу, ведущему нас Ему одному ведомыми путями, отказываемся от права строить собор святой Екатерины в сквере у Драмтеатра.

Я осознаю, что очередной раз идя на уступки, священноначалие перед своей паствой выглядит подобно плохой матери, каждый год приводящей своим детям нового папу, которого, как только дети к нему привыкают и начинают любить, сменяет на следующего. Уступая в очередной раз, мы понимаем, что череда этих уступок не может быть бесконечной. И если первый раз это случай, а второй раз совпадение, то третий раз – это закономерность, которую мы не можем не заметить. У нас не осталось щёк, которые мы ещё не подставляли под удар. Поэтому я надеюсь, что нынешняя уступка – последняя. Мы услышали аргументы защитников сквера от застройки и согласились с тем, что площадка под строительство кафедрального собора не будет располагаться в каком-либо сквере или на территории зелёных насаждений, да и вообще на общественной территории. Мы слышали от сторонников сквера, что их протест связан с защитой общественных территорий от застройки и не возник бы, если бы строить начали на выкупленной земле. И хотя мы многократно убеждались, что не стоит верить ни единому их слову, сделаем так, как они хотят в очередной раз.

Мы хотели бы, чтобы уступчивость наша стала поводом к миру, а не к новому витку противостояния, которого тем не менее не стоило бы исключать, ибо по слову преподобного Исидора Пелусиота: «Церковь была воюема, но не одолеваема, напротив того, оказалась восторжествовавшею над покушавшимися ее уничтожить. Итак, чему же дивиться, если и святые терпят здесь нападения? Сии брани делают их победы славнейшими и добычи досточестнейшими». Мы ожидаем победы не над людьми, а над ложью, будучи призванными Самим Богом быть свидетелями истины. Мы благодарны жителям города святой Екатерины, живо откликнувшимся на инициативу городских властей и направивших свои предложения о месте размещения кафедрального собора. Мы рады, что тезис о том, что Церковь, власть и большинство горожан разошлись в своих мнениях – оказался злонамеренной ложью тех людей, кто хотел бы, чтоб так было и на самом деле, кто за огромные деньги пытается сформировать именно это разделение. Мы же хотим единодушной и вдохновенной работы на благо нашего возлюбленного Отечества. И мы обязательно в скором времени начнем строительство собора святой великомученицы Екатерины на достойном её святости месте, не осквернённом бесовскими плясками и злобными аффектами. Уверенность эта зиждется не на силах человеческих, а на силе Животворящего Духа, присутствующего в Церкви. «Твердость же Церкви зависит не от мира с царями, но от силы Божией» – говорит святитель Иоанн Златоуст. И эта сила, как известно, сопутствует правде, ради которой мы призваны стоять даже до смерти. Все вместе мы составляем единый Божий храм, Святую Соборную Церковь, как говорит тот же златословесный святитель: «Разве Церковь — в стенах? Церковь — во множестве верующих. Вот сколько твёрдых столпов, не железом связанных, но скрепленных верою!»

Я призываю всех христиан нашей митрополии быть едиными и неравнодушными, ибо эта соль земли сейчас нуждается в кристаллизации. Нам нужна сплочённость, ибо по одному погубят не только каждого из нас, но и всю ту русскую христианскую цивилизацию, которая так мешает воцарению в мире зла.

В этот великий день огненного схождения Святого Духа, собравшего всех нас в Христову Церковь, я обращаю к екатеринбургской пастве утешительные слова преподобного Ефрема Сирина: «Блаженна ты, Церковь верных, ибо Царь царей утвердил в тебе Свое жилище. Твои основания никогда не поколеблются, ибо Господь – страж твой, и врата ада не одолеют тебя, и хищные волки не могут сокрушить или ослабить твоей крепости. О как велик ты, дом Божий! Как ты прекрасен!»

Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

Екатеринбург
16 июня 2019 года. День Святой Троицы

По материалам официального сайта Екатеринбургской епархии

Пасха Христова в Доме малютки

29 апреля, в понедельник Светлой седмицы, настоятель Архиерейского подворья иеромонах Аркадий с сотрудниками Отдела социального служения посетили отделение №5 «Специализированного детского дома«, расположенного по адресу: ул. Сыромолотова, 24а.

Христос воскресе! Воистину воскресе!

Каждому сотруднику на его рабочем месте были преподнесены пасхальный кулич и поздравительная открытка. Каждого сотрудника отец Аркадий окропил святой водой с пожеланием пасхальной радости. Каждому малютке, о которых с такой любовью заботятся здесь тоже было обращено наше пасхальное приветствие. Они не могут ответить, но их глаза говорят о многом. Отрадно, что многие из поступающих детей очень скоро обретают свою семью, заботливых, любящих родителей. Это вселяет надежду. Это значит, что люди способны любить и сострадать. Ведь в Дом малютки поступают дети, от которых отказываются биологические родители по причине нарушений здоровья и отклонений в развитии. Не все из них обретут свою семью, но все они окружены заботой сотрудников, ежедневно совершающих подвиг настоящей любви.

Пасхальное послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,
так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня».

(Ин. 17, 21)

Как величайшие драгоценности, прилагая одну спасённую душу к другой, Господь собирал Свою Церковь. Он взывал с любовью к потерявшимся детям: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). Он всех вмещал в Своё Божественное сердце, чтоб всех спасти, пройдя с каждым человеком путь от одиночества к богообщению, от проклятия к благословению, от унижения к Божественной славе. Он для того страдает и умирает, дабы всех нас обрадовать вечными и непреложно радостными словами о Своём Воскресении:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Господь говорит о Своих чадах: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» (Ос. 13, 14). Нет ничего страшнее смерти, нет и ничего радостнее, чем весть о победе над безнадёжностью гибели, о нашем освобождении от её власти. Благоговейно торжествуя Пасху Господню, мы не забываем и о нашем долге перед Искупителем, по слову апостола Павла: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 30–32).

Призывая к спасению не отдельных людей, а всё человечество, умирая не за избранных праведников, а за всех потомков падшего Адама, Господь Спаситель созидает Церковь – Таинственное Своё Тело, где уже сейчас раскрывается Царство Небесное в тех, кто соединён с Богом и друг с другом узами любви и исполнением воли Господней. Находясь в единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, мы преодолеваем не только ограниченность личного бытия, но и самое время. Мы вместе с апостолами пребываем на Тайной Вечере, принимая из рук Христовых Его Божественное Тело и Кровь и всякий раз вопрошаем со страхом: не стану ли я предателем, как Иуда, или спасусь вместе с благоразумным разбойником? Мы вместе с мироносицами в Пасхальную ночь идём ко гробу Господню, дабы увидеть Его плащаницы пустыми, а Его Самого Воскресшим. Мы вместе с апостолами призываемся восставшим из гроба Господом: «Придите, обедуйте» (Ин. 21, 12) и наслаждаемся не вкусом рыбы и хлеба, а Словом Божиим, живущим с нами и в нас. «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4) – говорит апостол Павел. В этой общности и в этом единстве совершаются все действия Божественного домостроительства, ведь только Церкви даётся спасительная благодать и только в ней совершаются таинства. Церковь Христова есть Новый Израиль, исходящий не из Египта в Обетованную Землю, а «от смерти к жизни и от земли к небесам», – как о том поётся в Пасхальном песнопении. Водимая всепокрывающим облаком благодати Святого Духа и огненным столпом Христовой истины, Святая Церковь ведёт всех нас в Царство Бога, где нет воздыхания и печали, но только бесконечная жизнь. Путь этот долог и труден, пока путешественники не бесстрастны. Ропот, самость и нелюбовь могут погубить нас в бесплодных песках пустыни. Есть и враги, искушающие нас остановиться. Но движение на этом пути ведёт к жизни, а остановка несёт смерть. Само слово «пасха» означает «переход». Поэтому с такой неудержимой силой совершается в день Воскресения Христова Пасхальный крестный ход, который мы совершаем всей Екатеринбургской митрополией, стремясь явить максимально полное единство верующих во Христа Воскресшего. Никто из желающих свободы от греховного плена мысленному фараону не остаётся в этот день дома. Потому что для ленивых и отставших море не расступится во второй раз. На этом пути, под водительством не Моисея, но Самого Христа Воскресшего, с нами будут и пламенные столпы хоругвей, и облачные столпы святых мощей, и Божественный Крест Христов, для прообразования которого Господь повелел Моисею: «Сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и, если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Числ. 21,8). С этим победным знаменем сравнивает Себя Сам Христос, говоря: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 14–15).

Радостный Пасхальный переход царственного народа Божия не развлечение или только утешение общением, а возможность благодатной силой Божией участвовать и в величественной Славе Синайского Откровения, и в радостном исходе Адама из опустошаемых адовых глубин, но даже и в победоносном шествии спасённых душ, призываемых Творцом: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). В это веруя и в Церкви находясь в освящённом литургическом времени, более точно называемом вечностью, мы собираемся вместе, как апостолы Христовы, некогда ангелами собранные со всех концов земли на Богородичную Пасху, составляем собою священное Тело Христа и самим своим существованием свидетельствуем о том, что Христос жив и Его Свет так и не был объят тьмой. «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь» (Апок. 1, 17–18) – говорит Победитель смерти Христос. Неся с собою свидетельства Воскресения Христа Жизнодавца, оживотворяя пространство нашего города и его области, мы хотим принести жизнь и в самое его сердце – место главного храма Екатеринбургской митрополии, собора во имя Святой Великомученицы Екатерины. Пусть Благодатный Огонь, который по милости Божией мы ожидаем и который надеемся принести на место строительства кафедрального собора града святой Екатерины, попалит в наших сердцах всё злое и ожесточённое, всё равнодушное и богопротивное. Пусть мир и согласие воцарится в нашем городе, который так нуждается в правде и братской любви. Пусть Пасхальная радость позволит нам прочувствовать единение и любовь, и, обняв друг друга, мы назовём каждого братом и сестрой и в духовном ликовании паки и паки воскликнем:

ХРИСТОС ВОСКРЕС!

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

Божией милостию, смиренный КИРИЛЛ,
митрополит Екатеринбургский и Верхотурский

Екатеринбург, Пасха Христова, 2019 год

В праздник Благовещения митрополит Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском храме в Академическом районе

7 апреля 2019 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершил Божественную литургию в храме в честь Благовещения Божи­ей Матери в Академич­еском районе города Екатеринбурга.

За богослужением правящий архиерей совершил награждение клириков Екатеринбургской епархии. Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви  настоятель Архиерейского подворья во имя свт. Саввы Сербского иеромонах Аркадий (Логинов) удостоен права ношения креста с украшениями.

После литургии духовенство и прихожане храма во главе с владыкой Кириллом, по традиции, отпустили в небо белых голубей.

По материалам сайта Екатеринбургской епархии.