О брачной вечери

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу о Брачном пире и приглашённых на него людях. Несмотря на то, что всё готово — и место, и угощения — люди не спешат на этот праздник. У них есть свои дела — более необходимые, более важные для них, чем приглашение на брачную вечерю. Потому они и царских слуг, пришедших напомнить им о приглашении на торжество, изгоняют и избивают, пытаясь забыть о приглашении, пытаясь вычеркнуть из своей жизни и Царя, и Его торжество… Постоянная суета, многозаботливость и гордыня не дают им возможности праздновать и радоваться уготованной трапезе — хочется устроить собственный праздник, по своим желаниям и по своим правилам. Но оскорбление Царя не сходит им с рук — уже разрушен тот град, который они так долго строили вдали от царских владений. Всё, что служило им поводом не откликнуться на призыв, стало непреодолимой преградой между ними и Царём, между Его законом и законами человеческими…

Некоторые святые отцы говорят, что в этой притче нам показана вся история человечества. Как только богоизбранный народ оставлял Истинного Бога, оставлял духовную трапезу и уходил вслед богов иных — сразу случались войны, пленения и другие беды, отрезвлявшие и приводившие к покаянию. Когда же пришёл Господь и Бог наш Иисус Христос, то иудеи Его не приняли, как не приняли и Его благовестие — потому что у них было своё представление и о Мессии, и о Царствии Небесном. Отказались принять Царя кроткого и мирного, распяли Его — и очень скоро увидели у ворот Иерусалима другого царя, которого звали император Тит и который вместе со своими легионами не оставил от их города камня на камне…

А брачный пир всё равно наполняется людьми — слуги Царя усердно трудятся, собирая и приглашая всех желающих прийти и насладиться от уготованной трапезы. Причём все приходящие получают ещё и тот наряд, в котором их хотят видеть во время брачных торжеств — брачные ризы, совершенно преображающие человека. Но среди пирующих Царь встречает человека не в брачных ризах. На вопрос как тот оказался среди пирующих без праздничных одежд Царь никакого ответа не получает и потому повелевает выбросить негодяя вон, «во тьму кромешную».

После того, как иудействующие не приняли Христа, апостолы призывают язычников и те приходят в церковь Нового Завета. Люди, приходя ко Христу, получают в таинстве Крещения брачные ризы — чистые, светлые, духовные ризы — преображающие человека, свидетельствующие о том, что мы искуплены страданиями и смертью Христа. Но часто бывает так, что мы забываем о своём высоком предназначении, о горнем отечестве и не сохраняем вверенного нам богатства, растрачивая его подобно блудному сыну «в стране далече». И горе нам, если мы окажемся на брачной вечере без драгоценной одежды, продав её за какие-то сиюминутные удовольствия и страсти… Что тогда сможем ответить Царю и чем перед Ним оправдаться? Поэтому, пока ещё есть время, постараемся вернуть утраченные брачные ризы, убелить и отмыть запятнанное грехом нашим искренним покаянием, участием в таинствах церковных, исполнением заповедей Божиих и дел милосердия. А милосердный Господь, видя наше искреннее желание исправиться, обязательно поможет нам достичь Царства Небесного и той брачной вечери, о которой сегодня услышали.